Blog

Клятва Гиппократа (история)

Две тысячи лет звучит уз уст будущих врачей клятва Гиппократа. Каждое время вносило в нее свои коррективы.

«ПРИНОСИТЬ ПОЛЬЗУ И НЕ ВРЕДИТЬ»

Сведения о жизни Гиппократа скудны и малодостоверны. Самая ранняя из сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским лишь через пять веков после его смерти.

Родился он в 460 г. до н.э. на острове Кос в семье Фенареты — известной в округе повитухи, и Гераклида из рода Асклепиадов — потомственных целителей.

В роду была принята клятва, требовавшая определенных норм поведения между учителем, учеником и собратьями по профессии.

Вот этот своеобразный кодекс профессиональной чести и повлиял на этические взгляды юного Гиппократа.

Врачевал он в разных частях греческого мира, Малой Азии, Ливии. Дошел даже до Черноморского побережья и Скифии.

Свои наблюдения за жизнью различных народов, климатом и его влиянием на людей, народными способами лечения он запоминал и передавал своим сыновьям Фессалу и Дракону, а также зятю. Свои знания врач объединил в «Гиппократовом сборнике», куда вошли 70 трудов. В них он определил четыре метода лечения: «приносить пользу и не вредить, противоположное лечить противоположным, помогать природе, соблюдая осторожность, щадить больного». По сути это была первая клятва врача.

В сочинении «О древней медицине» Гиппократ пишет, что искусству врачевания нужно обучаться много лет, а не так, как делали в его времена — месяц поработал у учителя и лечи любые болезни. Рассуждая о выборе средств лечения, Гиппократ также полемизирует с врачами других школ, применявшими один и тот же метод к разным больным. Ученый-медик подчеркивает: то, что полезно для одного, может оказаться вредным для другого, или то, что целебно в одно время, может быть вредным в другое.

Так появляются сочинения этического характера — «Клятва», «Закон», «О враче». Странствуя по свету, Гиппократ отстаивал методы лечения Косской школы, которую представлял. А поскольку в каждом городе был свой лекарь, то и лечил он по-своему. Иногда это был врач одной операции, то есть он все болезни исцелял одним и тем же способом. Иногда откровенный шарлатан, желающий только получить плату за услуги, просто обманывал несчастных людей, эскулапы в прямом смысле дрались за пациентов. Как выделиться их этой массы знахарей, как показать несчастным, что лишь он, Гиппократ, может им помочь? Клятва становится своеобразным медицинским «брендом» врача и получает его имя. Как оказалось, на две тысячи лет.

КЛАССИЧЕСКАЯ КЛЯТВА — V век до н.э.

«Клянусь Аполлоном-врачoм, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям и сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обстоятельством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно я буду проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправильного и пагубного, особенно — от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении (а также без лечения) я ни увидел или не услышал касательно жизни людской, из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве, и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому!»

Однако каждое время вносило в «Клятву…» свои коррективы. Так, во времена мрачного средневековья, когда церковь узурпировала не только духовную, но и политическую, экономическую и научную власть, появилась «Ежедневная молитва врача». Ее автором считают теолога и врача Моше Бен-Маймона, или Маймонида. Сама форма — не клятва пациенту, а обращение к Богу разрешить помочь страдальцам — как нельзя лучше отражает иезуитскую идеологию тех времен. Даже свои возможные ошибки медики-церковники пытались оправдать велением Бога.

МОЛИТВА ВРАЧА — XII век н. э.

«Всевышний! Перед тем, как я начну свою священную деятельность по врачеванию творений Рук Твоих, перед престолом Твоего Великолепия, я умоляю даровать мне силу духа и мужество. Позволь мне не требовать изобилия и выгоды, затмевающих Правду. Разреши мне достойно выслушать страдальца, будь он бедный или богатый. Друг или недруг, хороший человек или плохой — передо мной будет только он — человек, попавший в беду. Освети дорогу для меня, для каждой ошибки в моих знаниях, приведшей к болезни или смерти Твоих творений. Я умоляю тебя, Всевышний, укрепить меня в душе и теле и внушить мне совершенный дух».

«НИЧЕМ НЕ ПОМРАЧИТЬ ЧЕСТИ СОСЛОВИЯ»

Позже со всякими «местными» добавлениями формировались врачебные кодексы разных народов.

В дореволюционной России выпускники медфакультетов универистетов давали факультетское обещание. Текст его печатался на обороте врачебного диплома.

ОБЕЩАНИЕ XIX — XX век

«Я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачить чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия.

Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств.

Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду и без лицеприятия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных, когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям.»

«ПРИСЯГА ВРАЧА СОВЕТСКОГО СОЮЗА»

В советское время и до 1971 года студенты-медики принимали клятву Гиппократа, а с 1971 по 1993 год ее сменила присяга врача Советского Союза, утвержденная Указом Президиума Верховного Совета СССР.
«Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь:

  • все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний;
  • быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну;
  • постоянно совершенствовать свои медицинские познания;
  • обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;
  • во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали. Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь».

«КЛЯТВА ВРАЧА УКРАИНЫ»

Утверждено указом Президента Украины № 349 от 15 июня 1992 г.
Получив профессию врача и осознав важность обязанностей, возложенных на меня, в присутствии моих учителей и коллег торжественно клянусь:

  • все знания, силы и умения отдавать делу охраны и улучшения здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, оказывать медицинскую помощь всем, кто в ней нуждается;
  • неизменно руководствоваться в своих действиях и помыслах принципами общечеловеческой морали, быть бескорыстным и чутким к больным, признавать свои ошибки, достойно продолжать благородные традиции мировой медицины;
  • сохранять врачебную тайну, не использовать ее во вред человеку;
  • следовать правилам профессиональной этики, не скрывать правды, если это не повредит больному;
  • постоянно углублять и совершенствовать свои знания и умения, в случае необходимости обращаться за помощью к коллегам и самому никогда им в этом не отказывать, быть справедливым к коллегам;
  • собственным примером способствовать воспитанию физически и морально здорового поколения, утверждать высокие идеалы милосердия, любви, согласия и взаимоуважения между людьми.
    Верность этой Клятве присягаю пронести через всю свою жизнь.

«КЛЯТВА ВРАЧА РОССИИ»

В статье 71 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 указано:

  1. Лица, завершившие освоение основной образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа о высшем профессиональном образовании дают клятву врача следующего содержания:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

  • честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
  • быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  • хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
  • доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
  • постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».
  1. Клятва врача дается в торжественной обстановке.